амбидекстры

Человек рождается с двумя одинаковыми полушариями, правыми. Леветь одно из полушарий начинает с момента заинтересованности ребенком речью и речевым общением. Но еще долго правое эмоциональное, целостно воспринимаемое мир, полушарие будет главным. 

 

Важность этого полушария для современных людей возрастает настолько, что оба полушария становятся одинакового значимыми и важными. 

 

В детстве это больше похоже на перетягивание каната – кто главный. Отсюда частая смена настроения, хаотичное чередование капризности, негатива с послушанием и лаской. Быстрая утомляемость. 

 

Подобный союз полушарий позволяет легко запоминать длинные тексты, большой объем информации, проявлять творческую одаренность и эмоциональную чуткость. При этом у ребенка быстро развивается осознание своего «Я», чувство собственного достоинства и самостоятельность в мнениях и решениях. Правда, при условии, что этому развитию никто и ничто не мешает. Родительский максимализм может подтолкнуть уже двухлеток к выражению упрямства. Благо, левое полушарие дает этому повод. 

 

Растущий негативизм, он же критичность, из-за активности левого полушария замедляют восприятие внешней информации, то есть замедляют активность правого полушария. Поэтому «бороться» с упрямством в этом возрасте бесполезно. А вот хвалить и поддерживать растущее самосознание очень даже полезно. Наберитесь терпения и уважайте своеволие, формирующее свое «Я». 

 

Для гармоничного развития нужно давать эмоциональную и двигательную разрядку, которая позволит развиваться правому полушарию. В дальнейшем желательно не перегружать левое полушарие аналитическими задачами в ущерб двигательно-эмоциональному развитию. Такие дети любят учение, которое эмоционально и творчески их заинтересовывает. Чаще меняйте виды деятельности, даже если не достигли видимого результата. Часто время и отдых помогают усвоить знания как-то исподволь, ненавязчиво. Вроде не получалось, занялись другим делом. Потом вернулись к прерванной задаче – а она уже сделана и все получается. 

 

Амбидекстр - человек, у которого одинаково развиты функции обеих рук. Полушария пытаются быть доминантными, но к содружеству способны мало. Много лет иногда проходит, прежде чем оба полушария научатся дружить. Зато потом они дают фору остальным своими творческими способностями и быстрой логикой. Первые годы жизни таких счастливчиков тратятся не созревание психики и моторики.

 

Таких детей сейчас все больше и больше. Чуть ли не в роддоме им по привычке ставят диагноз задержки психомоторного развития. По крайней мере, незрелость отмечается у 60% новорождённых. Так может это уже норма и надо знать, как с такими детьми общаться? 

 

Эти дети до всего доходят в раннем детстве позже: ползать, ходить, обслуживать себя, ловко держать ложку, карандаш, реагировать на речь, гуление и лепет вообще могут проскочить невостребованными. Трёхлетки по поведению напоминают годовалых. Как бы там не сложилось, но родители должны помнить главное – пусть позже, но все эти этапы речевого развития – гуление, лепет, развитие фонематического слуха, осознание обращённой к ним речи надо будет «проходить» уже как занятия, то есть, специально этим заниматься. Сами они уже формироваться не будут, у природы есть жёсткий график их появления, и отступать от него она не намерена. Очень хорошо помогает обучение чтению ещё до умения говорить. Как не странно,дети быстро схватывают образ буквы и её звучание, с удовольствием пытаются читать. только главное при обучении, не произносить буквы как в азбуке, а произносить, как звуки: Т, Ть, Л, Ль,, только йотированные гласные произносить целиком. Если молчун начал хоть как-то что-то повторять или читать, тут же включайте ритмическое сопровождение - говорение по слогам и с прохлопыванием этих слогов. Им проще произнести и ощутить слог, чем целое слово.

 

В школе у детей таких возникают затруднения по русскому языку и математике, особенно когда на «нерадивых учеников» начинают давить требованиями, все делать без помарок и ошибок. В ответ появляются повышенная утомляемость, забывчивость. В поведении заметна раздражительность, непоседливость, беспокойство. Все это дает картину неврастении. 

 

Неврастения – следствие одностороннего перенапряжения левого полушария, то есть мыслительных процессов, при отсутствии физиологически необходимой эмоциональной разрядки, положительных чувств. 

Логично в таких случаях уменьшить интеллектуальную нагрузку на левое полушарие, требовательность, соблюдение режима занятий, посещение дополнительных школ. Зато важно больше эмоционально нагружать правое полушарие, слушать музыку, танцевать, рисовать, сочинять. Может есть смысл не ходить на многочасовые спектакли и концерты, а самим их устраивать дома? 

 

Такая же тактика нужна и при неврозе навязчивых состояний, когда у ребенка появляются, приходящие помимо воли мысли и действия. Все попытки «взять себя в руки», наказывать и контролировать приводят только к обострению ситуации.

 

У дошкольников это может быть в виде страха не успеть, опоздать, не получить похвалу и оценку ниже пятерки, остаться одному, заболеть, заразиться. При этом заметно повышается критичность и уровень абстрактного мышления (из-за перегрузки левого полушария). Сами понимаете, что подобное происходит на «благоприятной почве» напряженной обстановки в семье, общей тревожности и мнительности ее членов. Такую семью можно охарактеризовать, как «максималисты». Только видят это посторонние, а семья воспринимает подобную требовательность к себе, как норму. 

 

Приглядитесь к своим детям – они точно отражают своим поведением и здоровьем положение и атмосферу семьи. 

 

Ребенок, в конце концов, начинает проявлять черты умственной усталости, рассеянности. Часто это сопровождается головными болями, тяжестью в голове. Как не покажется странным, но волнения, эмоции, истеричность, капризы и «бури в стакане» приводят к разрядке, так как в этом случае на помощь пришло правое полушарие.

 

Только нужна ли родителям и детям, такая терапия? Да и эффект очень кратковременный, поскольку левое полушарие не в состоянии понять и переработать информацию, поступающую из правого полушария. Появляется обидчивость, как признак перенапряжения правого полушария. Ведь оно, в конце концов, также перенапрягается, и маятник откатывает назад. Все это формирует стереотип поведения и структуру навязчивостей. И все это «горе от ума» часто происходит на фоне достаточно хороших успехов в школе.  Таким образом критичность сменяется пофигизмом, контроль – попустительством, мрачность –безудержной веселостью и т.д. И чем больше будут пытаться «уложить все это» в рамки разумности, давить на ребенка, чтобы он все осознал – тем меньше он будет способен к этому. 

 

Помощь нужна не в железной логике нравоучений, назиданиях, «морали», а в своего рода психологической разгрузке. Отвлечь без принуждения от негатива с помощью ярких впечатлений, совместных игр, вернуться к истинным радостям жизни.

 

Иногда бывает достаточно погладить по спине, сказать, как вы любите своего сынишку или дочурку. Вместе поплакать или посмеяться от души над добрым стишком или картинкой. Нарисовать самим, раскрасить прямо пальцами и ладошками по бумаге. Попрыгать, покувыркаться и забыть о том, что надо «учиться, чтобы не дай Бог не стать дворником».


Источник