Логопедический словарь

А

Автоматизация звука - этап исправления неправильного произношения, следующий за этапом постановки нового звука. Направлен на подготовку правильного произношения нового верного звука в связной спонтанной речи. Заключается в последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в речь.

Автоматизация - переход действий, контролируемых сознательно, в автоматические бессознательные при многократном их повторении.

Автоматизированные речевые ряды - речевые действия, производимые без непосредственного контроля сознания.

Авторитарный - характеристика человека, использующего, в основном, методы давления (приказы, распоряжения) на других людей.

Аграмматизм - нарушение психических и физиологических процессов, отвечающих за грамматическую упорядоченность речи: пропускаются предлоги, неправильно согласуются слова в роде, числе, падеже и пр. Так называемый, телеграфный стиль. Возникает в связи с афазией или алалией.

Аграмматизм импрессивный - непонимание значения грамматических форм в воспринимаемой устной речи или при чтении.

Аграмматизм экспрессивный - неумение грамматически правильно изменять слова и строить предложения в активной устной или письменной речи.

Аграфия - (a-grapho-не пишу; лат.) - стойкое расстройство психофизиологических процессов, отвечающих за связь звуковой и письменной стороны речевой деятельности. И в результате - полная неспособность овладеть процессом письма или к потеря этого навыка. А. заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова. При этом просто списывать текст человек может. А. связана с органическим поражением головного мозга. А. - следствие общего недоразвития речи.

Агнозия - нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранном интеллекте и функции органов чувств. Наблюдается при поражении определённых отделов коры больших полушарий головного мозга.

Агнозия акустическая (слуховая) - невозможность распознать, различить звук при нормальном слухе. К примеру, человек не может различить автомобильный гудок и лай собаки. При С.А. поражаются вторичные зоны слухового анализатора в коре головного мозга.

Агнозия апперцептивная (форма оптической)

Агнозия вкусовая

Агнозия зрительная (оптическая) - расстройство узнавания предметов и явлений при нормальном их зрительном восприятии. Развивается при поражении наружной поверхности левой затылочной доли.

Агнозия обонятельная

Агнозия осязательная (тактильная) - невозможность узнавать предметы на ощупь. Наблюдается при поражении верхней теменной доли.

Агнозия пальцевая - невозможность узнавания, выбора и дифференцированного показа пальцев рук как собственных, так и у других людей.

Агнозия пространственная - невозможность ориентирования в пространстве, невозможность оценивать пространственное соотношение и воспроизводить последовательные действия в сложных двигательных актах.

Агнозия симультанная - зрительное отсутствие восприятия целого.

Адаптация - приспособление организма к условиям существования.

Адекватный - то есть соответствующий чему-то.

Акалькулия - нарушение счётных операций как следствие поражения различных областей коры головного мозга.

Акатография - расстройство письменной речи, при котором нарушена слоговая структура - правильное чередование слогов в слове или нарушено правильное чередование слов в предложении.

Алалия - (a-lalia-нет речи; лат.) - отсутствие или стойкое недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка. Различают: моторную и сенсорную алалии.

Алалия моторная - дефект экспрессивной речи. Понимание речи почти не нарушено, но устная речь совсем не развивается. Ребёнок отличается общей заторможенностью, временами - повышенной возбудимостью и обидчивостью. Речевой дефект такого рода изолирует ребёнка от коллектива и травмирует психику.

Алалия сенсорная - дефект речи, при котором нарушен процесс понимания речи. Поэтому не развивается способность говорить.

Алалия сенсомоторная - нарушение речи, при котором отмечаются признаки и моторной А., и сенсорной А. Причинами являются нарушения в развитии речевых областей коры головного мозга; врождённое снижение слуха; поражения речедвигательного аппарата.

Алексия - (a-lego-не читаю; лат.) невозможность (алексия) или частичное специфическое нарушение (дислексия) процесса чтения.

Амнезия - (a-mneme-нет памяти; лат.) расстройство памяти, возникающее при различных поражениях мозга.

Амбидекстрия - одинаковое владение правой и левой рукой.

Амбидекстр - человек, одинаково владеющий правой и левой рукой.

Амблиопия - ослабление зрения при отсутствии видимого повреждения глаз. Причина - нарушения функций зрительного анализатора.

Амимия - отсутствие мимических движений (мимические мышцы лица). Наблюдается при парезах, параличах, при некоторых психических заболеваниях.

Амузия - утрата музыкального слуха. Человек не понимает интонацию речи.

Анализ и синтез - противоположные, но при этом - неразрывно связанные логические приёмы. Анализ, разлагая сложную проблему на её составные части, упрощает и облегчает понимание данного явления, а синтез даёт возможность связать разрозненные части изучаемого предмета и понять его в целом. Также - постигнуть связь данного целого с остальными предметами человеческого знания.

Анамнез - общность сведений о человеке - об условиях его жизни, о предыдущих болезнях, о предшествующих заболеванию событиях, и прочее - получаемых в ходе обследования от самого пациента или от знающих его лиц. А. используется для установки диагноза, прогноза заболевания и выбора лечебных мероприятий.

Анартрия - тяжёлая форма дизартрии, речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц. Паралич резко расстраивает систему артикуляции.

Анкилоглоссия - врождённое укорочение подъязычной уздечки. Лечится путём специальных артикуляционных упражнений, которые растягивают уздечку. Возможно и операционное вмешательство при слишком укороченной уздечке. Короткая уздечка нарушает правильное произношение звуков: Р, Рь, Л, Ль, Ш, Ж, Щ, Ч.

Антиципация - способность предвидеть проявление результатов действия, так называемое - опережающее отражение. Например, преждевременная запись звуков, входящих в конечные слоги слова.

Аналог - подобное слово, похожее слово, словоподобие.

Аномалия - отклонение от нормы организма в функциональном и (или) структурном плане. Может быть врождённой или приобретённой.

Аномальные дети - дети, имеющие отклонения от нормального психического или (и) физического развития и нуждающиеся не столько в специальных условиях воспитания и обучения, сколько в любви, внимании и понимании и это - важно. Разделяют группы:

1) дети с нарушениями речи

2) дети с задержкой психического развития

3) умственно отсталые дети

4) дети с нарушениями слуха

5) дети с нарушениями зрения

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

7) дети с нарушениями поведения

8) дети с нарушениями эмоционального развития

9) дети с комплексными дефектами

Апраксия - расстройство произвольных целенаправленных движений и действий, не являющееся следствие паралича или пареза. Относится к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов. Человек при выраженных проявлениях А. становится совершенно беспомощным, утрачивая все приобретённые навыки. Походит на слабоумного. Сложные движения разрушаются или путаются. При конструктивной А. человек испытывает затруднения в пространственной ориентации: при рисовании планов или карт и пр.

Апраксия графическая - утрата способности воспроизводить написание тех или иных букв, забывание их графического изображения. С большим трудом списывает буквы и слова с печатного текста.

Апраксия кинестическая - неточность отдельных произвольных движений вследствие поражения доминантного (левого) полушария мозга.

Апраксия оральная - расстройство сложных движений губ и языка, приводящее к нарушению речи.

Артикуляционный аппарат - органы, образующие звуки речи - артикуляцию. Включают: голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы и др.

Артикуляционная гимнастика - система специальных логопедических упражнений. А.Г. отрабатывает правильные движения артикуляционных органов, подготавливает их к постановке новых правильных звуков. Также А.Г. применяется в логопедии для улучшения дикции вообще - при нормальном звукопроизношении.

Аромотерапия в логопедии - воздействие ароматов на работоспособность и настроение человека.

Арийские языки - индоевропейские. Языки яфетитов, потомков Иафета, одного из трёх сыновей библейского патриарха Ноя, спасшихся вместе с отцом во время Всемирного потопа, принято называть арийскими. В их число входят: санскрит, язык белых ариев, и наш славянский, Русский язык, вместе с греческим и латынью, с романскими и кельтскими, германскими и балтийскими языками Европы. А также вместе с персидским, таджикским, осетинским языком, и с рядом кавказских наречий. Остальные языки (кроме угро-финно-самодийской группы) относятся к семитским и хамитским языкам. Названия их также взяты от имён сыновей Ноя - Сим и Хам.

Артикуляция - (articulare-чётко произносить; лат.) движения речевых органов, в результате которых произнесятся звуки речи и их различные компоненты. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

Архаичность языка - сохранность древнейшей основы языка. Архаичность языка славянского глубже, чем у санскрита.

Ароко - предметное письмо. К примеру, узелковое письмо - из разных по форме и размеру узелков. Письмо из ремешков с разными подвесками. А. стоит на низшей ступени развития.

Асинергия - расстройство содружественной - синергичной - деятельности мышц, проявляющееся в виде расстройства движений, требующих одновременного сокращения нескольких мышечных групп. В результате поражения мозжечка.

Ассимилировать - уподобить чему-то.

Астения - нервно-психическая слабость, возникающая вследствие инфекционных, соматических заболеваний или травматического поражения мозга. Проявляется в повышенной утомляемости, раздражительности и пониженной работоспособности.

Атака звука - начало звука, момент его образования. Атака звука оказывает большое влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает голос бархатным.

Атаксия - нарушение координации движений. Человек, у которого нарушена координация движений ног - во время ходьбы широко расставляет ноги, слишком высоко их поднимает и т.д.. Наблюдается при различных заболеваниях головного мозга.

Атрофия - деструктивные изменения в тканях, связанные с нарушением обмена веществ в них.

Аттракция - привлекательность человека.

Аудиограмма - графическое изображение данных исследования слуха с помощью прибора - аудиометра.

Аутизм - уход от реальности, погружение в мир своих внутренних глубоко личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с реальностью, утратой интереса к реальной жизни. Психическое расстройство.

Аутоэхосимптомы - многократное повторения больным слов и фраз своей собственной речи и своих движений.

Аудиторный шок - или сценический страх - состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате чего люди испытывают затруднения в речи с окружающими.

Асфиксия - удушье плода и новорождённого; прекращение дыхания при продолжающейся сердечной деятельности вследствие понижения или утраты возбудимости дыхательного центра.

Аффект - стресс, психическое возбуждение, неожиданно возникающее при событиях, травмирующих психику. Дрожат руки, краснеет или бледнеет лицо, учащается пульс, дрожат губы и пр. В состоянии аффекта человеку очень трудно, а порой и невозможно, себя держать в руках, контролировать.

Афферентный анализ и синтез - анализ и синтез импульсов, идущих от рецепторов - от периферии - к коре головного мозга. Контролирует выполнение отдельного движения.

Афония - (a-phone-нет голоса; греч.) отсутствие звучности голоса при нормальной шёпотной речи; причина - несмыкание голосовых складок из-за чего при голосообразовании проходит лишний воздух. А. возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.

Афазия - (a-phasis-нет речи; лат.) полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройства артикуляционного аппарата и слуха. Нарушены процессы анализа и синтеза речи, процессы памяти речи. Причина - поражение головного мозга: инсульты, травмы, воспаления , опухоли головного мозга. Слух и движения языка сохранены. А. ведёт к задержке умственного развития. Афазия отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи.

Сенсорная афазия - или словесная агнозия. Неспособность воспринимать речь при поражении в области Вернике. Слова или предложения не привязаны к предметам или понятиям, слова заменяются не подходящими по смыслу. Путаются звуки и слоги. Потерян контроль над своей речью.

Парафазия - бессвязная речь со многими ошибками и неточностями. Нарушение письма и чтения.

Амнестическая афазия - человек забывает значения слов и вообще слова. Неправильно называет предметы и понятия. Не сразу бывает заметно. Но проявите внимание и увидите, что в речи такого человека мало существительных. Человек с А.А. может сказать -то, что пьют горячим из чашки- вместо того, чтобы сказать -чай-. И утверждает, что просто забыл название. При А.А. поражаются височные и теменные отделы коры головного мозга.

 

Б

Барьеры общения - психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию. Как правило, барьер общения возникает между человеком с дефектом речи и его собеседником. (При этом собеседник впервые слышит дефектную речь данного человека.)

Баттаризм - нарушение речи - слишком ускоренный темп речи, при котором неправильно формируется фраза, а слова нечёткие и не договариваются до конца.

Билабиальный звук - губно-губной звук, то есть образуемый сближением или смыканием губ: Б, П, М.

Бариакузия - слабослышание.

Билингвизм - си. Двуязычие.

Брадикинезия - общая замедленность, заторможенность движений.

Брадилалия - нарушение речи - слишком замедленный темп речи.

Брадилексия - нарушение речи - слишком замедленный темп чтения.

Брадилогия - разновидность брадифазий, обусловленная замедлением мышления. Наблюдается при депрессии.

Бродмана поля - участки коры головного мозга, которые различаются между собой строением нервных клеток. Разные поля связаны с разными функциями. Например, поля, расположенные в затылочной области мозга, связаны со зрительной функцией, а в центральной - с двигательной.

Брока центр - речевой центр, зона моторной речи, расположенная в задней части нижней лобной извилины левого полушария.

 

В

Вампум - ленточное письмо. Состоит из нанизанных на пояса из кожи раковин. Низшая ступень развития.

Вдох - поступление некоторого объёма воздуха в лёгкие. Увеличивается объём грудной полости, сокращается диафрагма и наружные межрёберные мышцы.

Велярный звук [ Р ] - вид ротацизма: образуется при касании мягкого нёба и задней части языка. Дефект речи.

Вербальный - 1) словесный, имеющий отношение к речи, выраженный речевыми средствами; 2) глагольный.

Вербализм - нарушение, при котором словесное выражение у детей не соответствует конкретным представлениям и понятиям.

Вернике центр (зона) - центр восприятия речи. Расположен в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария.

Взрыв - размыкание под напором струи воздуха - преграды, образуемой смыканием активного и пассивного органов речи. См. взрывные звуки.

Взрывной звук - смычный согласный, при произнесении которого преграда разрывается.

Видимая речь - прибор - прибор, используемый в обучении глухих произношению. Прибор преобразует речь в оптические сигналы, которые появляются на специальном экране. Используется для акустического анализа речи и для зрительного восприятия устной речи глухими. Вместо чтения по губам.

Визуальное общение - зрительный контакт.

Внимание - произвольная или непроизвольная сосредоточенность психической деятельности.

Внутренняя речь - речь, произносимая беззвучно, скрытая. Происходит в процессе мышления.

Вокальный - певческий, исполняемый голосом; относящийся к пению.

Воображение - психический процесс образования новых образов на основе предшествующих восприятий и представлений.

Восприятие - психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира. Различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим.

Воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия на личность в целом, духовное и физическое развитие.

Водолечение в логопедии - использование минеральных ванн различного состава: пресные, хвойные, радоновые, сульфидные и др. Температура воды 36 градусов С. Продолжительность ванны 8 минут.Курс - 10 процедур.

Воля - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.

Волчья пасть - расщелина верхнего нёба.

Выдох - удаление воздуха из лёгких в процессе дыхания.

Высказывание - единица сообщения, имеющая смысловую целостность.

Высшие психические функции - сложные, формирующиеся в течение жизни, системные психические процессы, социальные по своему происхождению.

 

Г

Гаммацизм - недостаток произношения звуков [ Г ], [ Гь ].

Гендерный аспект - особенности психики человека, обусловленные его половой принадлежностью. Мужчины и женщины к одной и той же проблеме подходят по-разному. Женский взгляд обладает свежестью и независимостью суждений. Женское отношение к миру - творческое и охранительное. Многие древние цивилизации, достигшие высочайшего развития, основывались на матриархате. Современный мир, в результате мужского правления утонув в войнах, криминале, наркотиках, алкоголизме, воровстве, коррупции и прочих пороках - ищет для руководства женскую руку - руку хозяйки мира. Женское мировоззрение - мировоззрение Матери, хранящей и приносящей новую жизнь - созидает, а не разрушает. К счастью, уже многие страны и народы это поняли, выбрав руководителями женщин.

Генотип - врождённые особенности функций организма человека (см. фенотип).

Гемиплегия - нарушение функции произвольной подвижности мышц одной половины тела в результате пареза или паралича.

Герц (Гц) - международная единица измерения частоты колебаний.

Гимнастика речи активная - специальный комплекс упражнений для речевых органов, который производится один или несколько раз в день - по совету и инструкции логопеда.

Гимнастика речи пассивная - форма речевой гимнастики, при которой пациент производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы - нажим соответствующего зонда или шпателя и др. После нескольких повторений пассивное движение постепенно переводится в активное. Необходимо делать только со специалистом по исправлению речи - с логопедом.

Гиперкинез - чрезмерные непроизвольные движения, возникающие при заболеваниях нервной системы.

Гидроцефалия - водянка мозга. Выражается в избытке спинно-мозговой жидкости в полости черепа. Череп деформируется, увеличивается, особенно лобные и теменные отделы. Тяжёлая форма Г. является причиной умственной отсталости, нарушения речи и слуха, церебрального паралича.

Гиперакузия - повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих. Наблюдается при сенсорных нарушениях.

Гипертрофия - увеличение объёма органа (ткани) вследствие увеличения размера составляющих его клеток.

Гипоксия - кислородное голодание организма.

Глотка - начальная часть пищеварительной трубки. Одновременно относится к дыхательным путям, соединяя полость носа с гортанью.

Гнозия - процесс различения условных звуковых сигналов.

Гнозис - познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения.

Голос - сочетание различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата. Является одним из важнейших компонентов речи. Служит внешнему выражению мысли (слова) - вместе с дыханием и артикуляцией. Контролируется корой головного мозга.

Высота голоса - физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Различают: высокий речевой голос - развитое головное звучание; низкий - развитое грудное звучание; средний - смешанное звучание.

Диапазон голоса - объём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.

Полётность голоса - длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.

Тембр голоса - индивидуальная звуковая окраска, качество голоса - характерное для каждого человека.

Поставленный голос - голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.

Голосовой аппарат - сочетание органов, участвующих в голосообразовании. Состоит из трёх основных частей - лёгкие с системой вдыхательных и выдыхательных мышц; гортань с голосовыми складками; система воздушных полостей, играющих роль резонаторов и излучателей звука.

Грамматика - раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений в отвлечении от конкретного лексического значения слов, словосочетаний и предложений.

Грамматический строй - строение слова и предложения, присущее данному языку.

Грассирование - произношение увулярного или горлового (французского) звука [ Р ]. Для русского языка - дефект речи, портящий русское произношение, делающий его неудобным, нечётким и некрасивым.

Губа заячья - расщелина верхней губы.

 

Д

Дефектология - наука, изучающая закономерности развития, воспитания и обучения и социализации людей, имеющих физические и психические недостатки. Наука о закономерностях их обучения, адаптации в социуме. Одна из гуманнейших наук мира. Дефектология разделяется на: логопедию, сурдопедагогику, олигофренопедагогику, тифлопедагогику.

Дефектолог - специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, воспитания, социализации людей с отклонениями в развитии. Имеет специализации:

Дефектолог-логопед - специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушениями речи.

Дефектолог-сурдопедагог - специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушением слуха.

Дефектолог-олигофренопедагог - специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушением интеллекта.

Дефект - утрата какой-либо физиологической или психической функции, недостаток какого-то органа.

Дауна болезнь - хромосомная болезнь, результат трисомии по 21-й паре хромосом. Результат:олигофрения, мышечная слабость - гипотонией, недостаточность эндокринных желез (особенно щитовидной). Своеобразный внешний вид: недоразвитие черепа, плоский затылок, косое расположение глаз, широкая плоская переносица, полуоткрытый рот, деформированные уши, короткие пальцы. Сообразительны и предприимчивы в практическом смысле, старательны, доверчивы, отзывчивы на доброе отношение, по-своему обаятельны.

Двуязычие - одинаково совершенное владение двумя языками.

Двигательные нарушения - нарушения движений - ограничение объёма и силы движений, нарушения их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных ненужных движений.

Дефекты звукопроизношения - неверная артикуляция и неверное произнесение в речи определённых звуков речи.

Деонтология - раздел этики, рассматривающий вопросы долга и вообще - должного. Д. медицинская - совокупность этических норм при выполнении мед. работником его профессиональных обязанностей. Педагогическая Д. включает учение о педагогической этике, эстетике, нравственности.

Деонтология для логопеда - построение нравственных, основанных на порядочности и честности, взаимоотношений с пациентом и его родственниками; с коллегами по работе.

Депривация - недостаточное удовлетворение основных потребностей.

Деменция - распад сформированных интеллектуальных функций, приобретённое слабоумие. Снижается интеллект, нарушается память, внимание, мотивация. Возможно несоответствие между глубиной личностного расстройства и степенью интеллектуальной недостаточности. Личностное расстройство более явно выражено - понижена самокритичность, эмоции более примитивны. Это более выражено, чем снижение интеллекта. Выделяют: органическую (в том числе - травматическую); эпилептическую; шизофреническую Д.

Дебильность - первая степень умственной отсталости. Позволяет ребёнку учиться во вспомогательной школе, а в дальнейшем выполнять простые трудовые процессы и обслуживать себя.

Декомпенсация - расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом из-за нарушения компенсации - сложного процесса перестройки функций организма при нарушении или утрате какой-то функции вследствие заболевания, повреждения.

Дети-маугли - дети, родившиеся с нормальным строением мозга, но, будучи отлучёнными от человеческой среды до 5-7 лет, не говорят. Некоторые так и остаются немыми. Это объясняется тем, что речевые структуры, не получающие стимулов к развитию, постепенно гибнут.

Диалог - (dialogos-греч.) попеременный обмен репликами двух и более людей.

Диагноз - медицинское, логопедическое, психологическое заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании. Постановке диагноза предшествует обследование (у логопеда - обследование речи в целом и беседа с пациентом).

Диагностика - 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы, ступени процесса распознавания болезней или физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и установление диагноза.

Дикция - (dictio-произнесение; латин.) хорошая дикция - отчётливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.. Отсутствие слишком быстрого темпа речи, проглатывания отдельных звуков и слогов. Отсутствие дефектов речи.

Дискалькулия - частичное нарушение способности выполнять арифметические действия.

Дискуссия - (discussio-рассмотрение; латин.) корректное обсуждение спорного вопроса. Для дискуссии характерны: чётко сформулированная тема, стремление придти к единому мнению.

Диспут - (disputare-рассуждать; латин.) публичная речь под руководством ведущего для установления истины - на научную или общественно важную тему.

Дисграфия - (dis-grapho-плохо пишу; латин.) частичное нарушение процесса письма; так называемое, косноязычие в письме. При Д. наблюдаются специфические стойкие повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Дислексия - (dis-lego-плохо читаю; латин.) частичное нарушение процесса чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение носит угадывающий характер, темп резко замедлен, одновременно нарушено и письмо. Чаще всего в основе лежит отклонение в развитии устной речи, которое выражено в ограниченном словаре, нарушении грамматического оформления речи, в неразвитом фонематическом (речевом) слухе, в недостатках произношения. То есть в общем недоразвитии речи.

Дислалия - (dis-lalia-плохо говорю; латин.) дефекты устной речи - нарушения произношения звуков речи. У детей, как правило, сопровождается нарушениями письменной речи. Существуют различные виды дислалий:

Ротацизм - дефект произношения звука [ Р и его мягкого варианта Рь ]

Ламбдацизм - дефект произношения звука [ Л и его мягкого варианта Ль ]

Сигматизм шипящих - дефект произношения звуков [ Ш, Ж, Щ, Ч ]

Сигматизм свистящих - дефект произношения звуков [ С, Сь, З, Зь, Ц ]

Каппацизм - дефект произношения звука [ К и его мягкого варианта Кь ]

Гаммацизм - дефект произношения звука [ Г и его мягкого варианта Гь ]

и другие.

Дизартрия - (dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) расстройство произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Выражена в ограниченной подвижности органов речи, поэтому артикулирование звуков речи затруднённое. Часто речь плохо развита в целом.

Дисфония - (dis-phone-расстройство голоса; греч.) нарушение голоса. Голос сохраняется, но становится неполноценным - хриплым, слабым, дрожащим и т. п.. Возникает, как следствие органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.

Дифференциация звуков - этап коррекционной работы по формированию правильного произношения. Направлен на развитие речевого (фонематического) слуха и соответственно - умения различать данный звук от других звуков речи.

Дыхание речевое - Д. в процессе речи, отличается от обыкновенного более быстрым вдохом носом и ртом одновременно и замедленным выдохом. На выдохе образуются звуки. Преимущественно ротовой тип дыхания.

Дыхание - условно разделяют на: ключичное, грудное и брюшное.

Грудное - дыхание, при котором рёбра, поднимаясь, увеличивают объём грудной клетки в её средней части. При этом голос быстро утомляется.

Ключичное - короткое, поверхностное дыхание.

Брюшное - дыхание диафрагмальное: диафрагма сокращается и увеличивает объём грудной клетки.

Дюсфобния - двойное произношение, недостаток ритма и темпа речи.


Ж

Жест - движение рук, выражающее внутреннее состояние человека или указывающее на что-то.

 

З

Задержка психического развития - временное прекращение развития психики в целом (или отдельных функций психики).

Задержка речевого развития - нарушение, отставание в темпе развития речи.

Заикание - логоневроз, нарушение темпо-ритмической структуры речи вследствие судорог мышц речевого аппарата.

Заикание неврозоподобное - заикание, внешне сходное с невротическим заиканием, но имеющее психогенное происхождение. Наблюдается при шизофрении, эпилепсии, разных видах олигофрении. Результат органического поражения центральной нервной системы.

Заикание невротическое - заикание, вызванное психической травмой.

Защитные механизмы - бессознательные приёмы, с помощью которых человек защищает себя от психических травм.

Замена звуков - дефект воспроизведения звуков речи, проявляющийся в том, что вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования и артикуляции.

Запоминание - психический процесс запечатления информации в памяти (различают: произвольное и непроизвольное запоминание).

Зеркальное письмо - 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.

Зеркальная речь - произнесение (чтение) слов в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова.

Зона Брока - Broca - речевой центр в мозге человека. Расположен у основания нижней фронтальной извилины коры головного мозга. Назван по имени французского учёного-нейрохирурга П. Брока, который первым обнаружил, что при повреждениях мозга в области второй и третьей лобной извилины человек теряет способность к членораздельной речи. ЗБ обеспечивает устную речь. Повреждение этого участка мозга расстраивает двигательные реакции, и человек не может говорить, но сохраняет возможность понимать чужую речь.

Зона Вернике - Wernicke - акустический центр речи. Находится в области задней трети верхней височной извилины. ЗВ названа по имени учёного, открывшего место нахождения зоны сенсорной речи в коре головного мозга. При поражении - человек теряет возможность понимать смысл слышимых слов.

Зона ближайшего развития - принцип изучения умственного развития ребёнка, позволяющий оценивать его дальнейшее продвижение. Определяется содержанием тех задач, которые ребёнок ещё не может решать сам, но с помощью взрослого решает. Поскольку то, что первоначально делается ребёнком под руководством взрослого, становится затем его собственным достоянием.

Зонды логопедические - инструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке произношения некоторых звуков речи.

 

И

Идентификация - уподобление себя другому. Взгляд на вещи и события с его точки зрения.

Идеограммы - записи понятий.

Иероглифы - священное письмо. В Японии и Китае - действующая система письма.

ИЛГ в логопедии - Искусственно Локальная Гипотермия. ИЛГ назначают для снижения тонуса и уменьшения напряжения мышц речевого аппарата и для развития артикуляционной моторики. По методике ледяную крошку в хлопчатобумажной салфетке (по размеру лица человека) накладывают поочерёдно на мышцы речедвигательного аппарата, круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, мышцу смеха, на подбородок. Продолжительность ледяной аппликации - 5 минут. (20 сеансов). Сразу после ИЛГ проводится логопедическое занятие. Благодаря применению ИЛГ увеличивается амплитуда и объём движений при раскрытии рта, смыкании губ, перемещении языка; уходит ассиметрия мимических и артикуляционных мышц; одна артикуляционная поза быстрее переключается на другую. Происходит позитивная динамика и коррекция произношения, снижаются синкинезии, уменьшается слюноотделение.

Импрессивная речь - восприятие речи. Импрессивная речь устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а импрессивная речь письменная - в зрительном восприятии текста (чтении).

Имаготерапия в логопедии - театрализация психотерапевтического процесса.

Виды ИТ: Куклотерапия - этюды, игры, моделирование ситуаций с помощью кукол.

Драматическая психоэлевация - идентификация себя с образом любимого героя.

Образно-ролевая драмтерапия - реконструкция поведения при специально подобранном сюжете.

Сказкотерапия - психокоррекция средствами сказки.

Психодрама - импровизация-игра.

Либропсихотерапия - лечебное чтение.

Библиотерапия - чтение специально подобранной книги.

Имбецильность - средняя степень олигофрении. Умственная неполноценность, при которой возможно усвоение лишь элементарных навыков.

Интонация - (intono-громко произношу; латин.) объединение просодических элементов (мелодика, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Придаёт речи эмоциональный фон, выразительность. Если речь насыщена интонациями - она особенно понятна и красива.

Мелодика - переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп - скорость произнесения речи. (При ускоренном - снижается внятность; при замедленном - снижается выразительность). Тембр - эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.

Интология - самостоятельная отрасль фонетики. Исследует интонационные конструкции русской речи.

Инфантилизм - расстройство, при котором физическое и психическое развитие человека задержано. И человек взрослый может походить на ребёнка по своему развитию.

Интеллект - общность всех познавательных функций личности.

Инсульт - вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы. Нарушается речь.

Индуктотерапия в логопедии - уменьшает спазм мышц и улучшает трофику (питание) тканей, крово- и лимфообращение. Длительность 10 минут. (20 процедур). ИТ проводят после логопедического занятия.

Индуктотермия в логопедии - лечение переменным электромагнитным током высокой частоты. Назначают с целью улучшения крово- и лимфообращения, трофики тканей, уменьшения спазма мышц. При лёгкой степени речевых нарушений - понадобится один этап лечения. Длительность 10 минут. (10 процедур). При тяжёлых нарушениях необходимо 20 процедур.

Интегральный - цельный, единый.

Интроверсия - направленность человека на свой внутренний мир.

Иррадиация - распространение процесса возбуждения или торможения.

Иррациональный - фантастический, надуманный.

Итерация - несудорожные запинки, повторы в речи.

Итерация физиологическая - повторение детьми некоторых звуков и (или) слогов. Причина - возрастные несовершенства слухового и речедвигательного анализаторов.

 

К

Катарсис - эмоциональная разрядка.

Каппацизм - недостаток произношения звука [ К ] и [ Кь ].

Картавость - нарушение произношения звука [Р] - твёрдого и мягкого. Термин -картавость- употребляется в просторечии. Нежелательно употребление этого слова из-за принижающего, неуважительного оттенка.

Кинестезия речевая - ощущение положения и перемещения органов артикуляции.

Кинестетика - совокупность движений тела, мимики и жестов.

Кинестетические ощущения - ощущение положения и движения органов.

Кинезотерапия в логопедии - это пассивная и активная гимнастика, дыхательные упражнения, голосовые упражнения, работа с рукой. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия, он изменяет состояние мышц и тканей.

Кинезиология - (кинезио-движение, логос-учение; латин.) наука о развитии головного мозга через движение. Наука, изучающая движение во всех его проявлениях.

Кинезиологические упражнения - комплекс движений. Эти движения позволяют активизировать межполушарное воздействие. КУ повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. КУ пользовались Гиппократ и Аристотель.

Кириллица - грамота, носящая имя святого Кирилла.

Клаустрофобия - страх перед ограниченным пространством.

Клоническая судорога - быстро следующее одно за другим кратковременное сокращение и расслабление мышц.

Коммуникация - (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми.

Коммуникативная функция речи - функция общения, заключающаяся в передаче некоего, будем надеяться - интеллектуального содержания.

Компенсация - состояние полного или частичного возмещения функций повреждённых систем организма за счёт компенсаторных механизмов.

Контаминация - ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении в одно слово слогов, которые относятся к разным словам.

Корковая дизартрия - Д., обусловленная поражением очагов коры головного мозга. Очагов, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции.

Коррекционно-воспитательная работа - система педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков физического и психического развития человека.

Коррекция - полное или частичное исправление недостатков физического и психического развития человека с помощью специальной системы педагогических, психологических, психофизиологических, психотерапевтических и др. приёмов, методов, мероприятий.

Коррекция нарушений речи - исправление недостатков речи. Используются термины: коррекция произношения; устранение и преодоление речевых нарушений.

Конформность - согласие с группой, коллективом.

Кодировка речи - функция речи связана с кодировкой, то есть наличием той или иной знаковой системы речи, отличающей один язык от другого. Речь способна как кодировать, так и декодировать любое сообщение с помощью определённых условных знаков, сохраняя смысл сообщения.

Комплиментарный - неравный.

Культура речи - многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.

 

Л

Ламбдацизм - неправильное произношение звуков [ Л ] и [ Ль ]. Дефект речи.

Леворукость - врождённое или вынужденное пользование левой рукой, как главной. В результате - плохой почерк; неэстетичная, некрасивая поза человека при письме т.д.

Леворукость скрытая - леворукость, сочетающаяся с наличием выработанных навыков выполнения некоторых действий правой рукой.

Лексика - вся совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка или диалекта.

Лексикон - словарный запас.

Лексико-грамматический - характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.

Лепет - голосовая реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных простых комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжёлых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.

Литотерапия в логопедии - терапевтическое воздействие минералов, драгоценных и полу-драгоценных камней на организм человека. Минералы координируют систему сосудов и деятельность мозга.

Лингвист - языковед.

Логоневроз - заикание. Нарушение речи.

Логопатия - недостаток, порок речи (заикание, шепелявость, картавость и т.п.)

Логопат - человек с нарушениями речи.

Логопедия - (logos-слово,учение, paideia-воспитание; греч.) специальная медико-педагогическая наука - отрасль дефектологии - занимающаяся выявлением, изучением, профилактикой и устранением дефектов речи детей и взрослых методами специального обучения и воспитания. Изучает речь в целом, её развитие, создание условий для наилучшего развития речи.

Логопед - специалист со специальным высшим образованием, занимающийся изучением, диагностикой и устранением недостатков речи у детей и взрослых.

Логорея - бессвязный речевой поток - как проявление речевой активности.

Локализация функций - связь физиологических и психических функций с работой определённых участков головного мозга.

Логическая пауза - пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.

Логическое ударение - выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.

Логичность речи - коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.

Логофобия - (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи.

Логопедический массаж - представляет собой одну из техник, которая способствует нормализации произносительной стороны речи у лиц с речевыми нарушениями.

 

М

Макрогения - дефект развития: чрезмерно большая нижняя челюсть.

Макроглоссия - дефект развития: увеличение языка. Сопровождается значительными нарушениями произношения.

Медико-педагогическая консультация - учреждение, в котором проводится комплексное медико-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно-воспитательные учреждения.

Магнитопунктура в логопедии - проводится путём накладывания на биологически активные точки специальных магнитов. Заикающимся перед логопедическими занятиями рекомендуется МП в виде клипс на ушки (10 минут). МП способствует регуляции деятельности нервной системы. Создаёт благоприятный фон для результативной логопедической работы.

Межзубные звуки - дефект правильного произношения звуков свистящих [ С, Сь, З, Зь, Ц ] и шипящих [ Ш, Ж, Щ, Ч ]. Кончик языка при произнесении этих звуков проходит между зубами.

Мелодика речи - повышение и понижение тона голоса. Различают три вида мелодики речи:

Повествовательная - резкое понижение голоса на последнем ударном слоге;

Вопросительная - повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса;

Восклицательная - свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

Мезодиэнцифальная модуляция в логопедии - воздействие слабым электрическим сигналом на головной мозг. Продолжительность 30 минут. Курс лечения 15 процедур. В результате МДМ улучшается общее состояние, снижается возбудимость и невротические реакции. Облегчается усвоение новых навыков. Снижается выраженность заикания.

Минимальная мозговая дисфункция - общность различных по причине, развитию, клиническим проявлениям нарушений.

Мимика - движения мышц лица, движения глаз человека, отражающие разнообразные эмоции - печаль, радость, удивление, страх и пр.

Микроглоссия - врождённое недоразвитие языка (в отличие от макроглоссии).

Мнемоника - приёмы, обеспечивающие запоминание с помощью специально подобранных ассоциаций.

Модуляция голоса - изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности. Украшает речь. При снижении слуха М. нарушена, что делает речь монотонной.

Моторика - совокупность двигательных реакций.

Монолог - устное или письменное высказывание одного человека. Монолог - значительный по размеру отрезок речи, содержащий связанные между собой высказывания. Есть три типа монологов:1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение.

Морфология - в языкознании: 1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования; 2) раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.

Моторика - система двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку.

Моторика мелкая - развитие малых мышц пальцев. Нормальная М.М. - способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Развитие М.М. очень важно и необходимо для полноценного развития речи у детей.

Мутация голоса - изменение голоса мальчиков, наступающее в 13 - 15 лет в результате возрастных изменений в голосовом аппарате.

Мутизм - прекращение и отказ от речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.

Музыкотерапия в логопедии - воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Различают активную музыкотерапию - синтез музыки, вокала и танца. И интегративную музыкотерапию - восприятие произведений изобразительного искусства под музыку. МТ используют в логопедических занятиях с целью: создать положительный фон для реабилитации; снять тревожность; стимулировать двигательные функции; развить чувства и ощущения; растормозить речевую функцию; развить чувство ритма, времени, темпа; развитие вербальных и невербальных навыков общения; нормализация мелодической стороны речи.

 

Н

Навык - автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Назализация - носовой тембр речи вследствие опускания нёбной занавески и одновременного выдоха воздушной струи через рот и нос.

Нарушение зрительного образа буквы - смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо.

Нарушение зрительного образа слова - нарушение буквенного состава слова.

Нарушение структуры слова - упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов.

Нарушение голоса - отсутствие или расстройство фонации (звучности) вследствие нарушений в голосовом аппарате.

Нарушение чтения и письма - затруднение резкое в овладении письмом и чтением, связанное прежде всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальном интеллекте. Проявляется чаще всего в замене букв, искажении звукового состава слова.

Невербальные средства общения - жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения.

Недоразвитие речи - см. Общее недоразвитие речи.

Негативизм - немотивированное сопротивление ребёнка воздействию на него взрослого.

Негативизм речевой - упорный отказ от общения.

Нейролингвистика - наука, изучающая механизмы речевой деятельности, появления речи, перехода мысли в речь, развития речи. Объединяет в себе знания психологии, неврологии, лингвистики.

Нёбная расщелина - аномалия развития: полное или частичное незаращение тканей твёрдого нёба, в результате чего есть сообщение между носовой и ротовой полостями. Приводит к нарушению сосания, глотания и речи.

Нёбо мягкое - задняя подвижная часть нёба; во время глотания, жевания и речи происходят различные движения мягкого нёба.

Нёбо твёрдое - часть нёба, имеющая твёрдую костную основу, покрытую слизистой оболочкой.

Нистагм - непроизвольные движения глазных яблок.

 

О

Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство у детей, при котором нарушено формирование структуры речевой системы. Нарушено формирование произносительной, смысловой, грамматической, лексической стороны речи. Различают три степени О.Н.Р.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.

Обратная связь - процесс получения информации о состоянии партнёра по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.

Обтуратор - специальная пластинка, закрывающая дефекты твёрдого и мягкого нёба.

Олигофрения - стойкое недоразвитие психики из-за органической недостаточности головного мозга, возникшей во время внутриутробного развития, во время родов или на первом году жизни. Часто встречающаяся форма умственной отсталости.

Олигофренопедагог - педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение, воспитание, социализацию умственно отсталых детей.

Онтогенез - вся совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от начала и до конца жизни.

Ономастика - наука, изучающая собственные имена.

Оппонент - противник в споре.

Органы артикуляции - губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

Органы речи активные - органы речи, находящиеся в движении при образовании звука. Выполняют основную работу при образовании звука.

Органы речи пассивные - органы речи не двигающиеся при произношении звуков, но являющиеся опорой для артикуляции - зубы, твёрдое нёбо и пр..

Орфография - собрание правил, которые определяют единообразие способов передачи устной речи на письме.

Оптическая аграфия - полное отсутствие письменной речи вследствие поражения оптических речевых систем коры головного мозга. Человек утрачивает графический образ букв.

Оптическая дисграфия - искажение письменной речи вследствие недоразвития оптических речевых систем коры головного мозга. Человек смешивает графические образы букв. Путает буквы по сходству в написании.

Ортодонтия - раздел медицины - стоматологии - решающий задачи изучения, профилактики, лечения деформированных зубных рядов.

Отражённая речь - то, что повторено за кем-то.

 

П

Пантомимика - разнообразные выразительные движений тела.

Пауза - остановка в течении речи. Паузы бывают:

Люфтпауза - (luft-нем.) пауза для добора воздуха.

Промежуточная пауза - определяется знаками препинания.

Психологическая пауза - обуславливается эмоциями говорящего: напряжение, припоминание, умолчание.

Соединительная пауза - для неё характерно повышение голоса на логическом слове.

Цезура - короткая пауза между фразами.

Палинграфия - недостаток письменной речи. Выражается в многократном повторении слов или коротких фраз. Результат поражения стриарной системы головного мозга.

Паралич - нарушение иннервации какой-то отдельной мышцы, конечности - руки или ноги, части тела. В результате - утрата работоспособности этих частей тела.

Парафазия - нарушение речевого высказывания.

Литеральная Парафазия - неверно используются звуки речи устно и на письме.

Вербальная Парафазия - неверно используются слова устно и на письме.

Паралингвистика - певческие возможности голоса.

Патология - наука, изучающая закономерности возникновения и механизмы развития болезней, болезненных процессов, состояний, нарушений, расстройств.

Патогенез - раздел патологии. Изучает причины возникновения, течение болезней.

Персеверация - расстройство, выражающееся в патологическом навязчивом повторении какого-то слога, слова или действия. Вследствие запаздывания сигнала о прекращении действия или повторения, который поступает в мозг.

Подвижность речи - возможность управлять скоростью ритмического движения речи, переходя от медленного к быстрому и наоборот. Такая возможность вырабатывается в процессе тренировок.

Подвижность голоса - способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.

Портаменто - лёгкое замедленное скольжение от звука к звуку с сохранением ясной артикуляции и чёткости всех звуков речи.

Постановка звука - создание при помощи специальных приёмов правильной артикуляции. Сложный, многоплановый процесс. Делается исключительно под руководством специалиста - логопеда.

Праксис - способность к выполнению автоматизированных двигательных актов.

Пренатальный - период перед рождением.

Произношение - звуковая структура речи, создающаяся с помощью речедвигательных навыков.

Прикус - соотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

Просодика - мелодико-интонационная сторона речи.

Просодия - 1) сверхсегментные свойства речи; 1) учение о принципах и средствах разъединения речи и соединения разъединённых частей. Например, расстановка ударения, разрыв произнесения и пр.

Проксемика - наука, изучающая нормы организации общения (в пространстве, во времени).

Приёмы общения - средства общения, включая словесные и несловесные: жесты, мимика и др..

Психика - активное отображение субъектом объективной реальности.

Психолингвистика - наука, объединяющая знания психологии и лингвистики. Изучает связи языка, мышления и сознания.

Психофизиология - ( physis-природа и logos-наука; греч.) наука, объединяющая знания психологии и нейрофизиологии. Изучает психику в единстве с мозгом, то есть рассматривает соотношение мозга и психики. Задача П. - объяснение психических явлений с помощью объяснения их нейрофизиологических механизмов.

Психическая система - сложные связи отдельных функций.

Речевая система - сложные связи отдельных функций.

Психические процессы - отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятие, мышление, внимание и др.).

Психический стресс - душевное напряжение. Душевный трепет, боль души, восторг - стрессы (отрицательные или положительные).

Психотерапия - психическое воздействие в терапевтических, лечебных целях.

Пиктограммы - буквально означает: записи пиктов - древнейшего западного народа. Рисуночное письмо. Рисунки с добавлением геометрических фигур. Стилизованные рисунки, например - солнце - кружок с лучами; вода - волнистая линия и т.д.

 

Р

Расщелина губы - врождённая аномалия строения губы, часто сопровождается расщелиной нёба. Бывает односторонняя и двусторонняя. Причина органической дислалии.

Распад речи - утрата речи вследствие поражения мозга.

Регистр - ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же механизмом. В речевом голосе различают: грудной, головной и смешанный регистры. Границы регистров у каждого человека разнообразны. При воспитании речевого голоса следует добиваться плавного перехода от регистра в регистр.

Резонатор - полость, способная отражать звуковые волны.

Речевой слух - способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:

Звуковысотный слух - способность слышать и воспринимать мелодику речи;

Ритмический слух - способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;

Тональный слух - способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;

Физический слух - способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;

Фонематический слух - способность различать и воспроизводить звуки речи.

Релаксация - расслабление.

Рефлексы орального автоматизма - врождённые рефлексы в ротовой области.

Речедвигательный аппарат или речевой аппарат - совокупность мышц губ, языка, гортани, мягкого нёба и дыхательной мускулатуры. РА участвует в воспроизведении звуков речи. Само же осуществление движений РА находится под контролем речевых центров, которые расположены в коре доминантного полушария головного мозга. У правшей - это левое полушарие, у левшей - правое.

Речи нарушение - дефект речи. Нарушение нормы произношения звука, принятой в данном языке.

Речевой такт - (синтагма) слово или группа слов внутри предложения, которые объединены смыслом.

Речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.

Внешняя - речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной;

Внутренняя - речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь.

Реактивное мышление - мышление, блокирующее возможность спокойной оценки ситуации и самоконтроля.

Ресурсное состояние - оптимальное внутреннее состояние человека. Основывается на воспоминаниях о когда-то успешно сделанной работе; о приятных состояниях уверенности и гармонии.

Рефлексия - размышление, полное сомнений, противоречий. Способность посмотреть на себя со стороны. Анализ своего психического состояния.

Реципиент - пользователь информации.

Ритмика - гимнастика, построенная на связи движения и музыки.

Ритмика логопедическая - одна из форм терапии, основанная на связи слова - музыки - движения. Основными составляющими ЛР являются: мышечная релаксация; дыхательные упражнения; артикуляционная гимнастика; голосовые упражнения; мелодекламации; пение; простое музицирование; рисование под музыку. ЛР используют при лечении тиков, заикания, дыхательных нарушений; брадилалии и тахилалии. ЛР стимулирует речевую функцию.

Ритм речи - последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.

Риторика- теория и мастерство гармоничной речи.

Ритор - мастер слова, оратор.

Ринолалия - (rhinos-lalia-говорю в нос; греч.) патологическое изменение тембра голоса (носовой оттенок) и искажённое произношение звуков речи.

Ринофония - изменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении.

Ротацизм - часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ]. Серьёзный дефект речи, особенно для взрослого человека.

Руна - тайнопись, совет, весть, знание. Символические знаки или изображения, которые существовали у славян в дохристианскую эпоху. Готское runa и англо-саксонское run означают одно и то же - тайна, тайная мудрость. А если сравнить эти слова с собственно руническими runa, ronu, ronoR - пронзающий, разящий - то здесь открывается смысл режущего. В основном, руны вырезались на камне или дереве.

 

С

Саморегуляция - процесс управления человеком своими психологическими и физиологическими состояниями и поступками.

Сензитивный период развития функций - период жизни, в который у ребёнка ярко и гармонично развивается какая-либо функция.

Сенсорный - чувствующий. Противоположность С. - моторный, двигательный.

Символ - знак, образ.С. выражает внутреннюю суть понятия, тайную глубину его содержания.

Синтагматическое ударение- основное слово речевого такта.

Сила голоса - зависит от колебаний голосовых складок, которые вызываются напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования.

Сигматизм - недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]. Дефекты речи. Сигматизм бывает разных видов, например, межзубный, боковой и др.

Сигматизм межзубный - при произнесении звуков свистящих [ С, З, Ц ] и (или) шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ] язык виден между зубами.

Сигматизм боковой - при произнесении звуков свистящих [ С, З, Ц ] и (или) шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ] поток воздуха, необходимый для создания артикуляции любого звука речи, идёт не по середине языка, а сбоку - между боковой частью языка и щекой. При этом свистящие и (или) шипящие звуки приобретают неблагозвучный хлюпающий оттенок.

Симптом - признак определённого заболевания или явления.

Синдром - сочетание симптомов.

Синтоническая модель общения - гармоничное общение.

Симультанный анализ и синтез - имеющий объединённый целостный характер.

Синапс - специальное образование связывающее нервные клетки.

Синтагма - синтаксическая интонационно-смысловая единица.

Синкинезия - непроизвольные движения, выполняемые вместе с основными движениями. Например, движения рук, когда человек идёт.

Скандированная речь - дефект речи - речь по слогам, нарушение ритма речи.

Словарь пассивный - запас понимаемых слов. Может использоваться в письменной речи.

Словарь активный - запас слов, которыми данный человек пользуется в своей устной речи.

Сложный комбинированный дефект - сочетание разных дефектов. В некоторой степени связанных между собой дефектов.

СМТ в логопедии - синусоидальные модулированные токи снижают спастичность артикуляционных мышц и улучшают речь. Звукопроизношение становится более чётким. Увеличивается сила голоса. Сила тока воздействует на мышцы гортани и дна ротовой полости и регулируется до ощущения лёгкой вибрации. Длительность 10 минут. (20 процедур). СМТ проводят перед логопедическим занятием.

Смешение звуков - недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи. Причина - недоразвитие фонематического слуха. В норме этот процесс заканчивается у ребенка к 5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.

Спонтанная речь - непроизвольная, без специальной подготовки речь.

Сопряженная речь - совместное повторение двумя или более лицами слов или фраз.

Стереопрогноз - способность узнавания, восприятия предметов на ощупь. С помощью С. человек, не имеющий ни слуха, ни зрения, познаёт мир.

Судороги клонические - быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.

Судороги тонические - продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.

Сурдопедагогика - раздел дефектологии, наука об изучении, воспитании, обучении, социализации лиц с нарушением слуха.

Сукцессивный анализ и синтез - происходящий последовательно, а не обобщённо.

 

Т

Тахилалия - нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте её темпа.

Тактильный - осязательный. Тактильные ощущения - ощущения прикосновения.

Такесика - общение людей с помощью прикосновений.

Темп речи - скорость речи, может измеряться количеством слов в единицу времени.

Тембр - индивидуальная окраска голоса.

Техника общения - способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения.

Техника речи - совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи.

Теплолечение в логопедии - назначают для усиления крово- и лимфообращения, развития эластичности мышц, снижения мышечного тонуса, уменьшения контрактур, для улучшения обмена веществ. ТЛ включает: Грязевые аппликации на шейную зону. Применяют для активизации функций головного мозга. Длительность первой процедуры - 10 минут (с увеличением до 15 мин.). 10 процедур. Аппликация накладывается на задние и боковые поверхности шеи.

Грязевые аппликации по методике Анашкина. Применяют для снижения тонуса спастических мышц. По методике накладывают слой лечебной грязи на марлю и накрывают лицо от носа до подбородка. В течение 15 мин. Всего 15 процедур.

Гальваногрязь. Используют для снижения возбуждения нервной системы.

Терминология - определение понятий.

Тик - непроизвольные краткие движения (или движение), возникающие постоянно в одной мышце или в группе мышц. Нервное расстройство. Например, подёргивание брови.

Тифлопедагогика - раздел дефектологии, наука об изучении, воспитании, обучении, социализации лиц с нарушением зрения.

Тоническая судорога - продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.

Трофика - питание (например, тканей мышц).

Тремор - непроизвольные движения конечностей, языка, колебания голоса.

 

У

Ударение - различают:1) грамматическое (произнесение с наибольшей силой какого-то слога в слове); 2) фразовое (передаётся подъёмом или снижением всего контура предложения); 3) синтагматическое (основное слово синтагмы произносится с большей интенсивностью).

Уздечка - подъязычная связка.

Уздечка короткая - врождённое укорочение подъязычной связки. При короткой уздечке наблюдается дислалия - нарушается произношение звуков [ Р, Рь, Л, иногда Ль, Ш, Ж, Ч, Щ ]. Нет необходимости хирургического вмешательства, так как есть специальные упражнения для растягивания уздечки.

Ультразвук в логопедии - ультразвуковая терапия в логопедии применяется для стимуляции нервных волокон. При коррекции речи используют комплексное воздействие: электрофорез, ЛФК, грязевые аппликации, ультразвук, массаж.

Умственная отсталость - психическое (иногда сопровождаемое и физическим) недоразвитие познавательной деятельности личности, расстройство нервных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы.

Умственное развитие - развитие личности в интеллектуальном плане, развитие познавательных процессов, развитие речи.

Ураностафилопластика - оперативное закрытие щели твёрдого и мягкого нёба.

Уранопластика - оперативное закрытие щели твёрдого нёба.

 

Ф

Факторы риска - определённые условия внешние и внутренние (окружающая среда и сам организм), которые способствуют возникновению какого-либо заболевания или патологии.

Фенотип - приобретённые особенности функций организма человека.

Физиотерапия - (лечение - природой - греч.) - раздел клинической медицины, изучающий физиологическое и лечебное действие естественных природных или искусственных факторов на человека.

Физиотерапевтические процедуры в логопедии - процедуры, проводящиеся в рамках комплексного воздействия на детей с нарушениями речи. В результате - улучшается регуляция жизненно-важных функций организма, нормализуется проводимость нервно-мышечного аппарата, центральной нервной системы, улучшается трофика тканей, снижается мышечный спазм. ФП применяют при дизартрии.

Фитотерапия в логопедии - лечение с помощью лекарственных растений. Лекарственные растения используют для лечения различных речевых аномалий; восстановления умственной и физической работоспособности; устранения усталости, вялости; профилактики нарушений мозгового кровообращения; устранения бессонницы, нервозности, расстройств памяти; восстановления мышечного тонуса.

Фоника - 1) Ф. - наука об искусстве звуковой организации речи. Наука о красоте звучащей речи. 2) Ф. - стилистически важные средства языка звукового уровня. При этом анализируют фонику поэмы, новеллы и пр.

Фоностилистика - занимается изучением стилистических возможностей языка на фонетическом (звуковом) уровне.

Фонетика - (фонос-звук; греч.) раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка: звукосочетания, слоги, соединение звуков в речевую цепочку и пр.

Фонетико-фонематическое нарушение речи - группа нарушений, в основном характеризующиеся дефектами звукопроизношения: дислалия, ринолалия, дизартрия и пр.

Фонопедия - комплексное психолого-педагогическое воздействие. Активизирует аппарат гортани, корректирует дыхание, воздействует на личность пациента в целом.

Фонема - звук речи. В русском языке - 42 фонемы - 6 гласных и 36 согласных.

Фонематический слух - способность к слуховому восприятию и дифференциации (различению) звуков речи - фонем. Фонематический слух играет огромную роль в овладении письменной речью.

Фонематическое восприятие - определённые умственные процессы дифференциации фонем и определении структуры слова.

Фобия речи - боязнь речи. Нередко наблюдается при заикании.

Фонастения - нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. Наблюдаются: утомляемость и прерывание голоса, неприятные ощущения в горле при пении и разговоре (царапание, жжение).

Фонация - голосообразование. Нарушение фонации - от лёгкой хрипоты до полного отсутствия голоса.

Фонетизация - озвучивание.

Фраза - наименьшая самостоятельная единица речи.

 

Х

Характер - общность индивидуальных психических особенностей человека

Хейлопластика - оперативное закрытие расщелины верхней губы. Рекомендуется производить в возрасте до 1 года.

Хиттизм - недостаток произношения звука [ Х ].

Хромотерапия в логопедии - терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

 

Ц

Церебральный - мозговой.

Центральная нервная система - главная часть нервной системы. Состоит из головного мозга (в полости черепа) и спинного мозга (в позвоночнике).

 

Ч

Чистота речи - чистой называется такая речь, в которой нет дефектных звуков; чужеродных литературному языку элементов: жаргонизмов, диалектизмов, вульгаризмов, слов-паразитов.

Читать по губам - зрительное восприятие устной речи.

 

Ш

Шёпот - или шёпотная речь, речь без голоса, очень тихая.

 

Э

Экстраверт - человек, направленный на внешний мир: общение, контакты и др.

Экспрессия - (expressio-выразительность; латин.) сила проявления чувств, переживаний.

Экспрессивная речь - активное устное или письменное высказывание.

Электрофорез в логопедии - назначают при ассиметрии мимических мышц. ЭФ накладывают методом полумаски на поражённую часть лица. По методике используют хлорид кальция, сульфат магния, прозерин, галантамин. Длительность 20 минут. (15 процедур). ЭФ сочетают с хлоридными, йодобромными, радоновыми ваннами и точечным массажем. ЭФ применяют при парезе лицевого нерва, при нарушении мозгового кровообращения и др.

Электроанестезия в логопедии - наиболее эффективна для детей с гиперкинетической формой дизартрии. По методике электрод накладывают на кисть руки. Длительность - 15 мин. В течение 30 дней.

Электростимуляция в логопедии - применяют для улучшения проводимости нервных импульсов, улучшения кровоснабжения, обменных процессов в мышцах., для профилактики атрофии мышц.

Электросон в логопедии - проводят с помощью аппарата ЭС-2 в изолированной от шумов комнате в одно и то же время. Под наблюдением врача-психоневролога. Перед сеансом проводится логопедическое занятие. Количество сеансов ЭС подбирается индивидуально в зависимости от тяжести заболевания.

Эмболофразия - включение в речь лишних звуков или слов. Бывает, например, при заикании.

Эмпатия - сочувствие человеку.

Этиология - (aitia-logos-учение о причинах; греч.) учение о причинах возникновения болезней.

Этика - учение о нравственности.

Этика медицинская - наука о необходимости сугубо нравственного подхода ко всем, без исключения, медицинским проблемам. Мед. этика особенно актуальна в современном мире - мире почти полностью потерявшем Нравственный Закон. Врач обязан основывать свою врачебную деятельность (и научную, и практическую) в первую очередь на Нравственном Законе. Иначе это не врач, а кто-то другой. И никто из нас не хотел бы, чтобы этот другой нас лечил.

Этикет - правила вежливости, принятые в обществе.

Эхолалия - автоматическое повторение услышанных слов.

 

Я

Язык - важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга. Язык - воплощённый ум. Явление духовно-нравственное. Состояние психики, земные судьбы и, в конечном счёте, посмертная участь человека - во многом зависят от состояния нашей речи - от её ясности, чистоты или, наоборот, от её помрачённости ложью, сквернословием и т.д.

Язычок нёбный - срединный выступ мягкого нёба.

 

Составитель Словаря логопеда: дефектолог/логопед Юлия Николаевна Харашкевич.

Дополнен: Дефектологический словарь. -Москва, АПН, 1970г.; И.Пономарёва Библиотека логопеда. -СПб, 2001г.; Диагностический справочник логопеда. - Москва, Полиграфиздат, 2010г.