“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка и тогда,
когда мы хотим научить его читать и писать.
Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы
познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.”
Сухомлинский В.А.
А можно ли подобрать более точное высказывание? Эта цитата образно передает ту атмосферу, в которой творит логопед, описывает пространство, которое должно окружать воспитанников логопедической группы. В логопедическом кабинете все должно быть подчинено закону детства: «Учимся играя!»
Самая важная оценка нашей работы – это оценка детей: им должно быть здесь интересно и они должны с удовольствием и с огромным желанием посещать занятия в кабинете! Я же для себя отмечаю, что логопедический кабинет стал для меня творческой мастерской.
Считаю, что основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения школьников с речевыми дефектами. Это предполагает, во-первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами; во-вторых, научно-методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса; в-третьих, наличие логопедической документации и, в-четвёртых, информативный блок для педагогов и родителей. Стараний одного лишь логопеда недостаточно для успешного освоения детьми программного материала. Лишь сотрудничество трех возможных сторон (логопед – ребенок – родители) дает гарантию успешного овладения ребенком грамотной речью и четким произношением.
По целенаправленному оснащению и применению логопедический кабинет можно разделить на несколько основных зон:
1. Зона коррекции звукопроизношения, в которой находится:
• настенное зеркало;
• небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка);
• логопедические зонды;
• вата или ватные диски, спирт;
• методическая литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков;
• картотека (для заданий на дом) на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте;
• карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры);
• картинный материал;
• над рабочим зеркалом – артикуляционная гимнастика в картинках.
2. Зона развития мелкой моторики, в которой находятся:
• разнообразные конструкторы;
• шнуровки;
• мозаика;
• пазлы;
• пирамидки, матрешки, мелкие игрушки;
• игры с пуговицами, спичками;
• миниатюрные сухие пальчиковые бассейны (их можно наполнить горохом, гречкой, фасолью, рисом, песком, пшеном и т.д.);
• трафареты (в соответствии с лексическими темами);
• картотека пальчиковой гимнастики, а также упражнений на координацию речи и движения.
3. Зона развития лексико–грамматической стороны речи:
• картотека рассказов и сказок для пересказывания;
• картотека загадок (народные загадки, загадки в форме описания предметов, загадки с пропущенным словом или «Доскажи словечко»);
• подбор предметных, сюжетных и серий сюжетных картин для составления рассказов разной сложности
• картинный материал по всем лексическим темам;
• словесные игры;
• наборы картинного материала: антонимы, синонимы и омонимы;
• подборка игровых заданий на закрепление грамматических категорий родного языка.
4. Зона ТСО (технических средств обучения), в которой расположились:
• диктофон;
• ноутбук;
• аудиотека;
• диски с компьютерными играми обучающей и развивающей направленности.
На сегодняшний день невозможно представить обучение детей без компьютера, техника все активнее входит в нашу жизнь. Задания, которые ранее дети получали из альбома, книги теперь видны на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием. Стараюсь подбирать задания в соответствии с тематикой среды, живущих в ней “сказочных персонажей” и потребностями детей.
5. Зона развития речевого дыхания:
• теннисные шарики, трубочки – соломинки для коктейля;
• картотека дыхательных упражнений (методика Стрельниковой);
• «ветродуйчики».
6. Зона развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза:
• карточки с изображением артикуляционных укладов гласных звуков (Александрова «Живые звуки»);
• схемы для определения позиции звука в слове;
• «звуковые пеналы» (для построения звуковых схем слов);
• картинный материал (подборка на каждый звук родного языка по принципу: звук в начале слова, в середине слова, в конце слова).
7. Логопедическая документация:
• речевые карты;
• сетка занятий на текущий период;
• годовой план организации логопеда;
• календарный план работы логопеда;
• индивидуальные тетради детей;
• журнал учета посещаемости детей;
• папка с отчетами;
• план профессионального самообразования.
8. Информационная зона – уголок для родителей в приемной комнате логопедической группы:
• график работы логопеда;
• сетка занятий;
• консультации для родителей;
• памятки;
• рекомендации по закреплению текущего лексического и речевого материала;
• игровые задания на развитие моторики и артикуляции.
Создавая коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета, я стремилась к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности.
Фотографии логопедического кабинета можно посмотреть в фотоальбоме.