Логопедический кабинет

“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребёнка и тогда,

когда мы хотим научить его читать и писать.

Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы

познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.”

Сухомлинский В.А.

 

А можно ли подобрать более точное высказывание? Эта цитата образно передает ту атмосферу, в которой творит логопед, описывает пространство, которое должно окружать воспитанников логопедической группы. В логопедическом кабинете все должно быть подчинено закону детства: «Учимся играя!»

 

Самая важная оценка нашей работы – это оценка детей: им должно быть здесь интересно и они должны с удовольствием и с огромным желанием посещать занятия в кабинете! Я же для себя отмечаю, что логопедический кабинет стал для меня творческой мастерской.

 

Считаю, что основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения школьников с речевыми дефектами. Это предполагает, во-первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами; во-вторых, научно-методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса; в-третьих, наличие логопедической документации и, в-четвёртых, информативный блок для педагогов и родителей. Стараний одного лишь логопеда недостаточно для успешного освоения детьми программного материала. Лишь сотрудничество трех возможных сторон (логопед – ребенок – родители) дает гарантию успешного овладения ребенком грамотной речью и четким произношением.

 

По целенаправленному оснащению и применению логопедический кабинет можно разделить на несколько основных зон:

 

1. Зона коррекции звукопроизношения, в которой находится:

• настенное зеркало;

• небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка);

• логопедические зонды;

• вата или ватные диски, спирт;

• методическая литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков;

• картотека (для заданий на дом) на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте;

• карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры);

• картинный материал;

• над рабочим зеркалом – артикуляционная гимнастика в картинках.

 

2. Зона развития мелкой моторики, в которой находятся:

• разнообразные конструкторы;

• шнуровки;

• мозаика;

• пазлы;

• пирамидки, матрешки, мелкие игрушки;

• игры с пуговицами, спичками;

• миниатюрные сухие пальчиковые бассейны (их можно наполнить горохом, гречкой, фасолью, рисом, песком, пшеном и т.д.);

• трафареты (в соответствии с лексическими темами);

• картотека пальчиковой гимнастики, а также упражнений на координацию речи и движения.

 

3. Зона развития лексико–грамматической стороны речи:

• картотека рассказов и сказок для пересказывания;

• картотека загадок (народные загадки, загадки в форме описания предметов, загадки с пропущенным словом или «Доскажи словечко»);

• подбор предметных, сюжетных и серий сюжетных картин для составления рассказов разной сложности

• картинный материал по всем лексическим темам;

• словесные игры;

• наборы картинного материала: антонимы, синонимы и омонимы;

• подборка игровых заданий на закрепление грамматических категорий родного языка.

 

4. Зона ТСО (технических средств обучения), в которой расположились:

• диктофон;

• ноутбук;

• аудиотека;

• диски с компьютерными играми обучающей и развивающей направленности.

 

На сегодняшний день невозможно представить обучение детей без компьютера, техника все активнее входит в нашу жизнь. Задания, которые ранее дети получали из альбома, книги теперь видны на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием. Стараюсь подбирать задания в соответствии с тематикой среды, живущих в ней “сказочных персонажей” и потребностями детей.

 

5. Зона развития речевого дыхания:

• теннисные шарики, трубочки – соломинки для коктейля;

• картотека дыхательных упражнений (методика Стрельниковой);

• «ветродуйчики».

 

6. Зона развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза:

• карточки с изображением артикуляционных укладов гласных звуков (Александрова «Живые звуки»);

• схемы для определения позиции звука в слове;

• «звуковые пеналы» (для построения звуковых схем слов);

• картинный материал (подборка на каждый звук родного языка по принципу: звук в начале слова, в середине слова, в конце слова).

 

7. Логопедическая документация:

• речевые карты;

• сетка занятий на текущий период;

• годовой план организации логопеда;

• календарный план работы логопеда;

• индивидуальные тетради детей;

• журнал учета посещаемости детей;

• папка с отчетами;

• план профессионального самообразования.


8. Информационная зона – уголок для родителей в приемной комнате логопедической группы:

• график работы логопеда;

• сетка занятий;

• консультации для родителей;

• памятки;

• рекомендации по закреплению текущего лексического и речевого материала;

• игровые задания на развитие моторики и артикуляции.


Создавая коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета, я стремилась к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности.

 

Фотографии логопедического кабинета можно посмотреть в фотоальбоме.