Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду и поликлинике. Школьный логопед занимается преимущественно коррекцией письменной речи, т. е. работает над специфическими ошибками чтения и письма.
Работа учителя - логопеда общеобразовательной школы актуальна и многогранна. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными речевыми нарушениями, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности.
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах - в усвоении программы общеобразовательной школы. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится много пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух. В этих условиях недостатки речи обнаруживаются сразу. Очень часто дети, имеющие нарушения звукопроизношения, болезненно воспринимают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые раздражительными.
Это способствует формированию негативного отношения к учебе, отрицательно влияет на эмоциональное состояние школьника. Ребенок неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.
Не ждите, что ребёнок сам справится со своими дефектами речи. Если этого не случилось к 7 годам, то, скорее всего, без помощи логопеда вам не обойтись.
Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей.
Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.
Основными задачами учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:
Направление логопедической работы:
Формы организации занятий: групповые и индивидуальные занятия. Группы комплектуются учителем-логопедом с учетом однородности речевого нарушения и возраста детей. Занятия, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы школы.
Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются задания сверх программного материала, которые перегружают учащихся дополнительной информацией.