обследование чтения

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК. АВТОРЫ, НАЗВАНИЕ МЕТОДИКИ, ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ: 

А.Н.Корнев, О.А.Ишимова. Методика диагностики дислексии у детей. Методическое пособие. Изд-во Политехнического университета. С-Пб., 2010.

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ: 

Методика диагностики чтения является стандартизированной, предназначена для обследования чтения учащихся 2-6 классов. Обследование проводится с использованием Стандартизированной Методики Исследования Навыка Чтения (СМИНЧ), Теста Оперативных Единиц Чтения (ТОПЕЧ).  

 

СМИНЧ: описание

Цель: Определение уровня сформированности навыка чтения. 

 

Разрешающие возможности: оценка скорости и способа чтения (технический компонент),  оценка понимания чтения (смысловой компонент).

 

Надежность: Оценка проводится на основе показателей коэффициента техники чтения (КТЧ). Возрастные стандарты рассчитаны на детей г. Москвы (показатели приведены по результатам рестандартизации в московском регионе, 2010).

 

Описание: Состоит из текстов различного уровня сложности.

 

Параметры оценки: Скорость чтения. Способ чтения. Понимание прочитанного.

 

Обследование чтения вслух

  • Оценка скорости чтения (число верно прочитанных слов/букв за 1 минуту), используются текст 1, текст 2. Слова, прочитанные неправильно, вычитаются. Для детей с трудностями освоения навыка, нарушением чтения целесообразно проверять число верно прочитанных слов/букв и за 2 минуту. Дети с дислексией, как правило, за 2 минуту прочитывают меньшее количество слов/букв. 
  • Оценка способа чтения (способы чтения 1-6: 1-преимущественно побуквенное, 2-переход к слоговому, 3-премущественно слоговое, 4-переход к чтению целыми словами, 5-чтение целыми словами, 6-чтение группами слов). Для уточнения актуального способа чтения дополнительно используется  ТОПЕЧ.
  • Оценка понимания (текст 1, текст 2). Понимание прочитанного проверяется путем ответа на стандартный набор вопросов (типы А-Г: А - ответы на 10 вопросов из 10, Б - ответы на 7-9 вопросов из 10, В – ответы на 4-6 вопросов из 10, Г – ответы на 3 и менее вопросов. 
  • Определение коэффициента техники чтения (КТЧ) КТЧ 1 и КТЧ 2 по таблице вычисления КТЧ.

 

Обследование чтения про себя

  • Оценка скорости чтения (число верно прочитанных слов/букв за 1 минуту (используются текст 3, текст 4).
  • Оценка способа чтения (способы чтения 1-4: 1-шепотное чтение, 2-артикулированное (чтение с беззвучной артикуляцией), 3-молчаливое, 4-автоматизированное чтение про себя (наивысшая ступень, превышающая скорость громкого чтения в несколько раз). Дети с дислексией, как правило, читают шепотом или артикулируют, что может являться дополнительным диагностическим признаком дислексии.

 

ТОПЕЧ: описание

Цель: определение предельных оперативных единиц чтения, которые автоматизированы у ребенка.

 

Разрешающие возможности: оценка способа чтения, планирование коррекционной работы: выбор типа слогов, слияние которых необходимо формировать на начальном этапе работы; переход к автоматизации более сложных слогов.

 

Описание: Состоит из 6 списков (цифры, буквы, слоги СГ, ГС, слоги СГС, слоги ССГ, псевдослова, слова). Каждый список включает 100 единиц.

  • Список 100 цифр – время называния учитывается как эталонный показатель. 
  • Список 100 букв – время называния сравнивается со списком цифр (норма – 50-80 сек., отклонение – 100 сек. и более (показатель недостаточной автоматизации - время чтения на 30% и более).
  • Список 100 слогов типа СГ, ГС (показатель недостаточной автоматизации - отклонение время чтения на 30% и более + значительное увеличение числа ошибок).
  • Список 100 слогов типа СГС (показатель недостаточной автоматизации – то же).
  • Список 100 слогов типа ССГ (показатель недостаточной автоматизации  - то же).
  • Список 100 псевдослов не имеет оценивающего значения, используется для сравнения со следующим списком 100 слов (различие между ними – показатель неавтоматизированности слогов типа ССГС).

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

Обследование с использованием ТОПЕЧ проводится при недостаточности сформированности навыка чтения или нарушении чтения у учащегося.

 

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

Индивидуальное обследование.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

Общая продолжительность – 15-20 минут. Время заполнения протокола включено в общее время, т.к. протокол заполняется параллельно с проведением диагностики. 

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Диктофон (используется для записи и последующей оценки допущенных ошибок чтения, для сравнения по результатам коррекционной работы).
  • Секундомер (используется для фиксации времени при прочтении текстов СМИНЧ, списков ТОПЕЧ).
  • Протокол СМИНЧ, протокол ТОПЕЧ (создано в программе WORD, можно заполнять в письменном варианте или в электронном виде).
  • Тексты для детей (тексты №№ 1, 2, 3, 4).
  • Таблица вычисления коэффициента техники чтения.

 

ТРЕБОВАНИЯ:

Обследование чтения проводится в тихом изолированном помещении. Необходимо создать непринужденную атмосферу, нейтрализовать у ребенка ожидание оценивания его школьной успешности.

Владение компьютером, умение работать в программе WORD.

Download
Протокол СМИНЧ
protokol_sminch (1).doc
Microsoft Word Document 282.0 KB
Download
Протокол ТОПЕЧ
protokol_topech.doc
Microsoft Word Document 212.0 KB
Download
Тексты для детей
text_for_children.doc
Microsoft Word Document 39.5 KB
Download
Таблица вычисления коэффициента техники чтения
tablitsa_ktch.doc
Microsoft Word Document 121.5 KB