обследование устной речи

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК. АВТОР, НАЗВАНИЕ МЕТОДИКИ, ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ: 

Т.А.Фотекова. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Методическое пособие. Айрис Пресс. М., 2007

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ: 

Методика обследования устной речи является стандартизированной, направлена на выявление актуального уровня речевого развития ребенка. Методика включает 156 речевых проб нарастающей трудности, проверка звукопроизношения делается как на основе специальных проб, так и по ходу обследования в целом. Для оценки успешности выполнения заданий применена балльная система. Для каждой группы проб разработаны свои критерии оценки.

 

Методика применяется для решения задач:

  • диагностики;
  • уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных компонентов речи (получения индивидуального речевого профиля);
  • построения системы индивидуальной коррекционной работы;
  • комплектования групп на основе общности структуры нарушения речи;
  • отслеживания динамики речевого развития и оценки эффективности коррекционного воздействия. 

 

Для получения индивидуального речевого профиля оценивается успешность выполнения каждой серии проб в процентном выражении. Оцениваемые компоненты речевой системы:

  • фонематическое восприятие;
  • артикуляционная моторика;
  • звукопроизношение;
  • слоговая структура слова;
  • навыки языкового анализа;
  • грамматический строй речи;
  • словарь и словообразовательные процессы;
  • понимание логико-грамматических отношений;
  • связная речь.

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

  • Применение методики НЕ требует использования стимульного материала.
  • Большинство заданий НЕ предусматривает оказание помощи, т.к. методика направлена на определение актуального уровня речевого развития ребенка (кроме заданий при обследовании словообразовательных навыков, когда стимулирующая помощь нередко приводит к актуализации правильно образованного слова).
  • Начните с обследования устной речи отличников (1-2 учащихся из 2, 3, 4 классов) с целью получения эталонного варианта в параллели. Опыт использования методики показывает, что и высокая норма (отличники) не всегда демонстрируют результаты 100% успешности выполнения заданий. Учет данного факта позволит исключить ошибочность выводов (т.н. эффект «гипердиагностики»).

 

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

Индивидуальное обследование.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

Общая продолжительность – 40-45 минут, из них время проведения обследования – 30 минут, время заполнения протокола в электронном виде – 10 минут. В дальнейшем время может сократиться за счет выработки навыка проведения обследования. Увеличение продолжительности обследования может определяться замедленным темпом выполнения заданий ребенком, его индивидуальными возможностями.  

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • диктофон (используется для записи и последующей оценки результатов обследования связной речи: составление рассказа по серии картинок, пересказ прослушанного текста);
  • протокол обследования (выполнен в программе EXCEL, при заполнении протокола программа автоматически выводит индивидуальный речевой профиль в виде диаграммы, в протоколе представлены образец заполнения и чистый бланк). 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВОДЯЩЕМУ ОБСЛЕДОВАНИЕ:

  • точное соблюдение требований, заложенных в критериях оценки каждой группы проб;
  • владение компьютером, умение работать в программе EXCEL;
  • наличие пособия, т.к. в протоколе отсутствуют критерии и градации оценивания заданий всех серий.  

Download
Фотекова Т.А. Тестовая методика экспресс-диагностики устной речи младших школьников
denisova.doc
Microsoft Word Document 135.0 KB
Download
Протокол обследования
protokol_metodika_fotekova.xls
Microsoft Excel Table 112.0 KB