Логопедическое обследование.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ КАРТ, ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ХАРАКТЕРИСТИК

Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.


Логопедическое обследование предполагает прежде всего определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). В этих случаях наиболее распространенным нарушением является недоразвитие фонетико-фонематического уровня речевой функции, недоразвитие лексико-грамматических категорий, либо сочетание этих нарушений. Нарушение произносительной стороны речи может проявиться в различной степени: это единичные дефекты звукопроизношения (дислалия), массивные нарушения артикуляции (в виде дизартрии), менее грубые, но стойкие звуковые искажения (стертая дизартрия). Отдельным речевым диагнозом выступает открытая ринолалия, при которой дефекты артикуляции и резкий носовой оттенок речи обусловлены анатомическими дефектами твердого и мягкого неба. Все эти нарушения артикуляции, как правило, сопровождаются дефектами фонематических процессов (восприятия близких по акустико-артикуляционным признакам звуков, фонематического анализа и синтеза).


Нарушение лексико-грамматического строя проявляется в виде бедности словаря, аграмматизмов, трудностей словообразования и словоизменения, в несформированности связной повествовательной речи (образование текста). Лексико-грамматические расстройства могут быть относительно самостоятельными, либо сочетаться с нарушениями фонетико-фонематического строя речи. Нарушением устной речи является и заикание как особое нарушение темпа и ритма речи.


Основная причина, по которой младшие школьники обращаются в логопедический кабинет, состоит в трудностях не устной, а письменной речи: нарушение чтения (дислексии) и письма (дисграфии и дизорфографии).


Обследование школьников с расстройствами чтения и письма предполагает подробное изучение устной речи (фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны), которая, как правило, имеет те или иные отклонения.


Дизорфография (патологическое усвоение орфографического навыка) выделилась в последние годы как самостоятельное расстройство, которое может сочетаться с дисграфией, а может проявиться и самостоятельно.


Логопедическое обследование, оформление речевых карт, логопедических представлений и характеристик – значимая и важная обязанность учителя-логопеда, один из существенных показателей профессионализма.


Логопед общеобразовательных школ и дошкольных учреждений принимает участие в работе ПМПК и, выявляя детей с особенностями речевого развития, дает рекомендации для дальнейшего исправления недостатков или направляет детей к специалисту (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и др.). Чтобы не тратить дополнительного времени на подбор определенных фраз, специальных выражений, формулировок, в приведенных рекомендациях предлагаются некоторые варианты готовых ответов, которые упрощают заполнение документов, сохраняя их содержательность и правильность. Это помогает логопедам более эффективно организовать свою работу.


Варианты ответов


Данные о ходе речевого развития

Речевое развитие соответствует возрасту.

Без особенностей.

Доречевое развитие с задержкой.

Раннее психомоторное развитие с задержкой.

В раннем возрасте перенес пневмонию, диатез (…).

Поздно начал говорить.

До школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада.

Фразовая речь – с 3 лет.


Состояние и подвижность артикуляционного аппарата

Анатомическое строение без аномалий.

Губы толстые, малоподвижные.

Язык вялый, массивный, объем движений неполный.

Кончик языка малоактивный.

Твердое небо – высокое, имеет готическую форму.

Зубы мелкие (крупные, редкие, частые, имеются лишние зубы, зубной ряд нарушен).

Мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.

Прикус – прогения.

Не удерживает позу закрытого рта.

Может достаточное время удерживать артикуляторное положение.

Движение языка замедленное, с затруднениями.

Основные движения языком, губами выполняет.

Наблюдается замена движений, синкенезия.

Переключаемость движений нарушена.

Тонус нормальный, активность движений достаточная.

При артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается.

Повышенная саливация.

Точность выполнения движений сохранна.


Состояние мелкой моторики

Движение рук неточные.

Пробы Хеда выполняет выборочно.

Навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д.) не владеет.

Недостаточно развита моторика мелких мышц рук.

Произвольная моторика не сформирована.

Ведущая рука – правая.

Предпочитает работать левой рукой.

Все движения выполняет правильно.

Мышечный тонус повышен.

Неправильно держит карандаш.

Моторная неловкость при работе с пластилином.

Испытывает трудности при овладении графическими навыками.

Замедленный темп письма.


Состояние общей моторики

Движения неловкие, медлительные.

Ограничен объем активных движений.

Трудности при имитации движений: «как идет солдат, летит птица, как режут хлеб» и т.д.

Мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках.

Трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений.

Замен движений и синкинезий не наблюдается.


Понимание речи

Речь окружающих понимает в пределах уровня развития интеллекта.

Понимание речи затруднено.

Выполняет задания по словесной инструкции.

Нуждается в неоднократном повторении задания.

С опозданием реагирует на обращение взрослого.

Вербальные задания выполняет выборочно, с неточностями.

Понимание речи связано с незнанием русского языка.


Звукопроизношение

Недостатки произношения.

Нарушения произношения звуков.

Дефектное произношение оппозиционных звуков.

Недостатки произношения звонких согласных (оглушение).

Изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи.

Отсутствие (замена, искажение,смешение) звуков.

Полиморфное нарушение звукопроизношения, стертая форма дизартрии.


Фонематические процессы

Фонематический слух недостаточно сформирован.

Фонематический синтез сформирован, правильно образует слова из последовательно названных звуков.

Фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки.

Затрудняется придумать слово на заданный звук.

Слабо дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина.

Фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы.


Владение звукобуквенным анализом и синтезом

Навыки звукобуквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы.

Ошибки при определении количества звуков в слове.

Затруднения в определении количества и последовательности звуков.

Определение места звука в слове сформировано.

Место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно.

Затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале.


Восприятие, воспроизведение слов сложного звукового состава

Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных.

Количество слогов в многосложных словах определяет неправильно.

Переставляет слоги местами.

Слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.


Темп, внятность речи, характеристика голоса и дыхания

Темп высказываний замедленный.

Речь неразборчива, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих.

Звуки произносит нечетко.

Голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый.

Дыхание свободное (затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное).

Темп и ритм речи в пределах нормы.

Словесное ударение употребляет правильно.

Интонационная речь недостаточно выразительна.


Проявление заикания

Не заикается.

Иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике.

Наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных).


Словарный запас

Объем словарного запаса соответствует возрасту.

Словарь беден (неточен, ограничен обиходно-бытовой тематикой).

Не всегда точно использует слова.

Трудности при подборе антонимов (синонимов, однокоренных слов).

В речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия.

Не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении.

Часто использует слова не по назначению.

Смешение слов по смыслу и акустическому сходству.

Страдает понимание и употребление обобщающих понятий.


Грамматический строй

Недостаточно сформирован для данного возраста.

В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции.

Допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций.

Несогласование слов во фразе, аграмматизмы.

Неправильно употребляет предлоги, падежи.

Ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число.

В спонтанной речи аграмматизмы не выявлены.

Ошибки в употреблении сложных предлогов.

Ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев).

Ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах.

Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост).


Связанная речь

Развитие связной речи не соответствует возрасту.

В пересказах пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.

Неотчетливо произносит слова.

При ответах пользуется фразой несложной конструкции.

Высокий уровень речевого развития.

Опыт речевого общения беден.

Самостоятельно высказываться затрудняется.

Устная форма речи недостаточно сформирована.

Недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо рассказа).


Письмо

Многочисленные ошибки разного характера.

Трудности при овладении письмом и чтением (имеется большое количество специфических – дисграфических – ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

При списывании единичные ошибки.

При письме под диктовку большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).


Чтение

Побуквенно-слоговой способ чтения.

Чтение замедленное, послоговое (словами).

Понимание прочитанного с неточностями.

Чтение послоговое, простые слова читает целостно.

Запинки при чтении многосложных слов.

Чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.).

Не отвечает на вопросы по тексту.

При чтении слова произносит неотчетливо.


Координация и пространственная ориентировка

Нечеткая координация движений.

Затруднение при определении правой, левой стороны.

Зрительно-пространственные представления сформированы недостаточно.

Неправильное расположение написанного на листе бумаги.

Схема тела не сформирована.

Правильно определяет части тела.

Причинно-следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого.


Дополнительные сведения (краткая психолого-педагогическая характеристика)

Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью.

Охотно принимается за выполнение заданий, не дослушав объяснения.

Легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе.

Имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам.

Испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку.

Внимание неустойчивое, часто отвлекается.

Значительно снижен объем кратко- и долговременной памяти.

С трудом овладевает необходимым объемом знаний.

Запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен.

Инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно.


Логопедическое заключение

Показаний для занятий на логопункте нет.

Фонематическое недоразвитие речи.

Нерезкое выраженное общее недоразвитие речи.

Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР.

Недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

Лексико-грамматическое недоразвитие.

Полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия.

Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

Нерезко выраженная дисграфия.

Аграмматическая дислексия и дисграфия.

Фонематическая дислексия,дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.


Основные причины трудностей усвоения учебного материала

Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности.

Трудности адаптации в школьном учреждении.

Нарушение моторики в виде недостаточной координации движений.

Незрелость эмоционально-волевой сферы.

Педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка.

Гиперопека родителей.

Недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля.

Двигательная расторможенность, гиперактивность.

Ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Трудности начались со второго полугодия, после болезни.

Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя.

Трудности овладения учебными терминами, понятиями.

Слабо развито словесно-логическое мышление.

Недостаточное развитие связной речи.

Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; текущий и игровой контроль деятельности; умение работать в заданном темпе).

Невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и др.)


Результаты речевого развития

Динамика речевого развития незначительная.

При положительной динамике развития выпущен из группы.

Рекомендовано продолжить занятия с логопедом.

Динамики в развитии не наблюдается.

Логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоил выборочно.

Динамика развития ребенка незначительна.


Рекомендации

Диагностическое обследование ребенка и сбор данных.

Избегать интеллектуальных и психологических нагрузок.

Ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых.

Перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения.

В целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, необходимо повторный курс обучения (или обучение в специальной коррекционной школе).

Систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные занятия и сведения об окружающем мире.

Пополнять и уточнять имеющиеся знания.

Систематизировать умения и навыки.

Рекомендуется консультация у специалистов.

Во избежание «школьной неуспеваемости» рекомендовано посещение школы с 7-летнего возраста.

Рекомендуется дополнительный отдых.

Дозировать интеллектуальные и эмоциональные нагрузки.

Посещать занятия с психологом и логопедом.

Устранять пробелы в имеющихся знаниях.

Доводить до необходимого уровня учебную деятельность.

Стимулировать самооценку.

Создавать возможность выбора.

Повышать личную ответственность.

Создавать благоприятную обстановку в классе, дома.

Оказывать помощь в обретении веры в свои силы.

Рекомендуется повторный курс обучения.

Проводится дополнительное обследование с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом уровня его развития.

Обеспечить чередование видов деятельности.

Для развития мотивации желательно использовать занимательный материал; виды и приемы заданий, вызывающих интерес учащихся; создавать ситуацию «успеха».

Соблюдать единые требования к ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей.